Цельнометаллическая оболочка/
Full Metal Jacket (1987)По роману Густава Хэсфорда "Краткосрочники".
Действие фильма начинается в учебном лагере, где новобранцев морской пехоты жестоко муштрует сержант-инструктор. Один ученик не выдерживает и стреляет сначала в него, а потом в себя. Вскоре отряд отправляют во Вьетнам.

Ваши души могут принадлежать Иисусу, но ваши задницы всегда будут принадлежать морской пехоте.
Голливуд в 70—80-х подарил нам целую плеяду антивоенных шедевров, изобличающих, как и всю американскую армию, так и военную кампанию во Въетнаме в целом. Одним из самых ярких представителей жанра, безусловно, является «Цельнометаллическая оболочка» Кубрика, стоящая наравне разве, что со «Взводом» Стоуна и «Апокалипсисом сегодня» Копполы. И если другие фильмы можно назвать где-то более жестокими и мрачными, где-то более глубокими, то «Цельнометаллическая оболочка», пожалуй, самая показательная картина из «цикла», максимально раскрывающая поставленную проблему.
А проблема, собственно говоря, в самой идеологии американской армии. Непонятно, что именно делают солдаты США в чужой стране, зачем они здесь и за какие идеалы борются. Нам показывают машину по производству и запуску убийц, и не более дого. Для ребят, выросших в теплой демократической среде, которые еще вчера были любящими сыновьями и друзьями, со временем перестают работать законы Божьи, когда они находятся перед лицом так называемого «врага» наедине со своей ненаглядной винтовкой.
Моя винтовка — мой лучший друг. Она — моя жизнь. Я должен научиться владеть ею так же, как я владею своей жизнью. Без меня моя винтовка бесполезна. Без моей винтовки бесполезен я. Я должен стрелять из моей винтовки метко. Я должен стрелять точнее чем враг, который пытается убить меня. Я должен застрелить его прежде, чем он застрелит меня. Да будет так…
Я и моя винтовка знаем, на что идёт счет в этой войне — не на количество выстреленных нами патронов, не на грохот наших выстрелов и не на пороховой дым. Мы знаем, что счёт будет вестись только на убитых. И мы будем убивать.
А начинается все с военной подготовки новобранцев, которой занимается некий инструктор Хартман, который в первые же минуты фильма рассказывает, что «морским пехотинцам запрещено умирать без разрешения» и «если ты не убьёшь, то станешь мёртвым морским пехотинцем и окажешься по ноздри в говне». Он учит убивать, убивать и еще раз убивать, не задумываясь и не мешкая, потому что так надо. Солдатам не объясняется, в чем именно смысл этой бесполезной войны, кто здесь плохой, а кто хороший. Когда в дальнейшем у них берут интервью, ни один солдат не в состоянии грамотно ответить на вопрос «Что делают войска США во Въетнаме?». Они здесь для того, чтобы уничтожать и истреблять, потому что им так сказали и потому, что домой ты вернешься либо трупом, либо героем. Они даже плохо понимают разницу между «южными» и «вьетконговцами», для них они все «ускоглазые».
Любой, кто бежит, считается вьетконговцем. А тот, кто стоит по стойке смирно, считается дисциплинированным вьетконговцем.
И если дисциплина есть в учебке, то как раз на самой войне творится полнейший беспорядок и хаос. Солдаты заброшены в настоящий ад и погибают там, якобы «за правое дело». Они чуть ли не сами себе отдают приказы, когда не получают помощи и подкрепления. Они все по-тихоньку сходят с ума, разговаривая, например, с мертвыми въетнамцами. Они воюют за неведомые им идеалы, нося одновременно каску с надписью «Born to kill» и значок пацифиста. Война, это то место, где легко можно превратиться в животного, а, правильнее даже сказать, в говорящую и исполняющую машину для убийств.
Финальные кадры под дружный «гимн Микки Мауса» в очередной раз доказывают, что перед нами просто жестко обученные и выдресированные, но все еще мальчишки. Еще одно потерянное поколение вечных моральных калек…
Теперь тебе дадут медаль Конгресса за зверство.
Интересные факты
Цельнометаллическая оболочка - это вид боеприпасов, используемых в стрелковом оружии.
В качестве консультанта Кубрик пригласил на съемки бывшего инструктора морской пехоты Ли Эрмея, который преподал мастер-класс ругательств и унижения новобранцев. Кубрик был так изумлен забористыми выражениями Ли, что отвел ему отдельную роль инструктора Хартмана в фильме.
Замечено, что Ли Эрмей в фильме практически не моргает.
Фильм известен тем, что численность съемочной группы была очень небольшой, что несвойственно для американского кинопроизводства.
Винсент Д’Онофрио набрал 70 фунтов (почти 32 кг) для роли Гомера Кучи.
Имя "Гомер Куча" возникло в сценарии фильма не случайно: с 1964 по 1969 год, в самый разгар Вьетнамской войны, на CBS шел комедийный телесериал "Гомер Куча, морпех" (Gomer Pyle, U.S.M.C.) о веселых приключениях новобранца в корпусе морской пехоты США.
Большую часть сценария написал Майкл Херр, близкий друг Кубрика, который сам был военным корреспондентом во Вьетнаме.
Когда Шутник поднимает пистолет для убийства снайпера, из кадра исчезает его значок пацифиста.
Густав Хэсфорд сам служил во Вьетнаме. Прототипами многих героев его романа являются бывшие сослуживцы.
В фильме была сцена, в которой солдаты играли в футбол человеческой головой. Эпизод вырезали при монтаже.
Кадры секса Шутника с вьетнамской проституткой тоже вырезали.
Весь фильм был снят в Англии, так как Стэнли Кубрик боялся летать на самолетах.
Во всех сценах фильма сержант появляется в шляпе - даже ночных эпизодах, когда он вроде бы только проснулся.
В момент выстрела вьетнамского снайпера по пулеметчику сначала виден фонтанчик пыли и песка от удара пули по углу здания, а только потом появляется вспышка от выстрела.
Премии и награды
ОСКАР (1988)
Номинирован в категориях:
Лучший адаптированный сценарий - Стенли Кубрик, Майкл Херр, Густав Хэсфорд
ЗОЛОТОЙ ГЛОБУС (1988)
Номинирован в категориях:
Лучший актер второго плана - Ли Эрмей
Режиссер: Стенли Кубрик
Авторы сценаря: Стенли Кубрик, Майкл Херр, Густав Хэсфорд
В ролях: Мэттью Модин, Винсент Д'Онофрио, Адам Болдуин, Ли Эрмей, Дориан Хэрвуд, Кевин Мэйджор Ховард, Арлисс Ховард, Эд О'Росс, Джон Терри